23:24 

"менталист" - Америка тоже порой удивляет

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
cross post * **


Нужно было мне отвлечься на что-то не очень обременительное, но достаточно занимательное, и он тут подвернулся.
Не стану развивать или опровергать «теории детектива» Сомерсета Моэма, только констатирую: я не любитель и не знаток жанра в целом, предпочитаю интеллектуальный детектив в классической версии. В основном сюжеты сериала сделаны добротно, непростая интрига, выдержанная логика. Затянувшаяся гонка за серийным убийцей чуть портит картину, ну да ладно, это придирка. Мысли, которые у меня возникали по ходу пьесы, касаются других вещей.


С средины первого сезона я поняла, почему же я это смотрю ). Громко, наверное, сказано, но феминистская тенденция налицо. В сериале есть женщины-жертвы, есть женщины-преступницы, есть женщины-адвокаты, прокуроры, судьи, сенаторы, мэры, начальницы элитного спецназа полиции, заправилы мафиозных кланов и банд, настоящие и фальшивые врачи, рейнджеры, ученые, капитаны спасательной службы на океане, искусствоведы, владелицы заводов и клубов, шерифы, военнослужащие, журналистки и телеведущие (бездарные и способные, честные и продажные), пилоты, риелтеры и оценщицы драгоценностей, хакерши и IT-шницы, есть суперагент госдепартамента с оптической пушкой, есть классная взломщица сейфов, есть проститутки всех категорий и домохозяйки, юные студентки и почтенные матроны. Короче говоря, социальные статусы и роли очень разнообразны и далеко отклоняются от патриархатного дочь-невеста-жена-мать или «верная подруга/роковая соблазнительница».
У большинства женщин есть свои интересы, отличные от «него». Собственно говоря, «преступлений по страсти», т.е. совершенных действительно из-за/ради «АтнАшений», одно (прописью) из 149 показанных серий. И это убийство, в состоянии аффекта, лесбиянкой своей легкомысленной подружки (2:2)1. Одна персонажка убивает любовницу мужа, престарелого потаскуна, и сестра убивает сестру, вроде как из ревности, – 2 из 149 (5:20, 1:18). Еще одна персонажка как бы любит и как бы заради любви убивает ни в чем неповинную жену своего избранника, но впечатление складывается такое, что ей положение важно, а не рассеянный профессор (6:16). Несколько сюжетов условно подходит под определение «я его так любила, а он…», однако в большей степени эти преступления замешаны на оскорбленном самолюбии, мысли о потерянных возможностях и т.п. - 4 из 149 (4:2, 4:11, 4:13, 5:3). В прочих случаях, когда преступление совершает женщина, мотивами служат корысть и власть в разных видах (20), месть (14), страх разоблачения (12), психоз (4), самооборона (3), стремление подставить другого (2), стремление спасти доброе имя семьи (1). Еще более типично, что среди наемных убийц, т.е. лично никак незаинтересованных в деле, несколько мужчин и лишь одна женщина (4:12).2
Характерно, что женщины, включая домохозяек, в дурном и в хорошем не прикидываются беспомощными и не ждут, пока снизойдет оно в штанах их спасать и решать их проблемы. Жестокая, почти озверелая, но во многом справедливая Лорелея в одиночку отправляется мстить за сестру. Молоденькая негритянка Джулия берет пистолет и идет разбираться с бандюгами, которые, как она убеждена, убили ее брата. Обычная девчонка «из толпы» Карен в критической ситуации самоотверженно защищает подругу Николь (1:5). Талия Суарес предпринимает героическую и трагическую попытку найти убийцу отца (4:5). Подросток Тристи обороняется от напавшего отца и мстит за убийство матери (3:14). Как и 16-летняя Холли Престон хватает ружье, не дожидаясь рыцаря, чтобы спасти свою мать (5:13). Полусумасшедшая Рейчел пытается убить главного персонажа, мстя за отца (3:8). Простушка и добрая душа Келли на первый раз умеет за себя постоять, когда алчный гость пытается ее придушить (5:1). Даже одна из злополучных дурочек, угодивших в ловушку торговцев людьми, удачно бежит от похитителей (6:19). По-моему, уже недурная статистика.

Женщина-семья-карьера. В этом отношении показательны сюжетные линии комического Вэйна Ригсби и лирической Грейс Ван Пелт, с одной стороны, и Ригсби и Сары с другой. Грейс с самого начала несколько раз твердо отвечает «однозначно, работать». А Сара? Сара, которая слегка косит под наивную «женщину-женщину-женщину» и обращается в агентство знакомств?.. Эта Сара оказывается столь же, если не более, жесткой и однозначной в своем выборе. Для ребенка есть няня, кроме того, у ребенка есть отец, который тоже обязан. А Сара - помощник генпрокурора, и будет этим заниматься с максимальной отдачей сил. Что касаемо главной протагонистки Терезы Лисбон, перед ней не стоит и тени выбора. Работа – ее цель и средство. При том она обычная женщина из плоти и крови, и с головой там, где должна быть голова у человека. И – о диво! – резкая бескомпромиссная Тереза, твердая доминирующая Сара, умная смелая Мишель Вега и решительная Грейс имеют и поклонников, и друзей, и любимых.
Ужимки и кривляния, кое-где и кое-кем до сих пор почитающиеся за признаки «женственности», в сериале высмеиваются – в том числе в гротескном виде, когда их пускают в ход парни в кабаре трансвеститов. Такими приемами для охмурения пользуются проститутки (самый концентрированный пример – Саммер) и злодейки (Эрика Флинн). В основном же женщины ведут себя естественно, т.е. просто по-человечески.

«Сколько жен может быть у человека?»
Надеюсь, кавычек достаточно, достаточно и идиотизма самого вопроса, чтобы не объяснять, что тут ирония. Один из штампов патриархата – женщина должна терпеливо ждать, покуда ее выберут, после чего ахнуть «я всю жисть тебя ждала!» Что мы видим в сериале? Женщины наравне с мужчинами выбирают, не только между семьей и карьерой, но и мужчин. Не извиняясь по этому поводу, они присматриваются, изучают, отталкивают или сближаются, но и сближение не означает для них вечную привязь. Например, и Грейс, и Тереза довольно долго «в поиске» и проверке своих чувств.

- - - - - - - -
1 Здесь и далее - обозначение сезона и серии.
2 Подчеркну - я анализирую криминальную статистику сериала, а не реальную статистику; о взаимоотношениях худ.вымысла и реальности, вероятно, скажу дальше.



Великолепный комментарий:
В отношении феминизма Вы правы даже больше, чем думаете.
В сериале есть одна совершенно тошнотворная персонажка, Розалинда Харкер, являющая пример идеальной идиотки женщины патриархата. Ей все равно, что любовник - серийный убийца, она наглухо заперта для правды, потому что он "самолуТший" во всей галактике. Он пришел - мир ожил, он ушел - она Ждет годами. Все как он желает, все для него, все вокруг него.
Но Розалинда физически ущербна - она слепа. И сценарист говорит открытым текстом: погрязнуть в таком идиотизме может лишь слепая, беспомощная, психически покалеченная.



Начнем продолжение со статистики. Мотивы преступлений, совершенных в сюжетах сериала мужчинами: корысть и власть в разных видах (35), страх разоблачения (34), месть (17), психоз (7), стремление скрыть сексуальное насилие (4), ревность, причем необоснованная (2), самооборона (1), стремление подставить другого (1), самоубийство (1). Один случай – убийство не столько из корысти, сколько из ненависти, холодное и до мелочей спланированное (7:5). И – та-дам! – четко обозначается новый мотив, отсутствующий у женщин-преступниц. Это зависть. Зависть к успеху женщин-коллег. Таких случаев – ШЕСТЬ (1:17, 2:12, 2:13, 2:19, 3:22, 5:14). Будьте осторожны, уважаемые читательницы, всегда оглядывайтесь, не ранили ли вы своими профессиональными достижениями чуйствительное му за соседним столом.
Повседневная действительность сериала, конечно, патриархатна и мизогинична. Женщине-полицейскому могут в глаза нахамить сослуживцы, могут надерзить подозреваемые и задержанные. В криминальной среде отношения дремуче-патриархатные, даже там, где женщины стоят у руля, им крайне непросто поддерживать свой авторитет и власть. К счастью, по замыслу создателей сериала, следует показать хоть ростки иного сознания, чем они и занимаются.
В целом, руководство КБР, а в 6-7 сезонах ФБР, на первое место ставит квалификацию и профпригодность. Поэтому убойный отдел КБР и местный отдел ФБР возглавляют женщины. Минелли, Ларош, Венрайт, Бертрам уважают специалиста в Терезе Лисбон и предоставляют ей довольно широкую свободу действий.
Более показательны, пожалуй, детали личностных отношений и отдельных характеров. Вот Ригсби, из семьи мало разумного и светлого получивший и сделавший себя сам. Он очень обычный. Верит тому, что пишут об «АтнАшениях» в интернете попсовые психологи. Но чаще у него берет верх чистый инстинкт, и он поступает порядочно, т.е. так, как надо. Он не рассказывает Грейс о том, что ее без пяти минут жених ее чуть не подставил во время перестрелки. Он искренне готов сменить место работы, чтобы и Грейс осталась в КБР, и им не пришлось расставаться. Он с полной готовностью разделяет с Сарой хлопоты накануне и после рождения ребенка.
Вот Денни Эббот, он готов терпеть душевную боль и отойти в сторону, лишь бы его жена Лена добилась исполнения своей мечты.
Вот два персонажа, разного возраста, социального положения и культурной оснастки (3:4), но оба мстят насильнику и убийце своих жен.
Вот Ларош, который мучителю своей матери вырезает язык.
Вот агент Маркус Пайк, с традиционным набором ценностей, но продвинутый все же настолько, чтобы по-настоящему уважать и выбор, и отказ женщины, которая ему нравится, не опускаясь до ревности, клеветы на соперника и манипуляций.
Вот Кимбел Чо, и он подкачал. Он уважает женщин, почитает свою мать, но… Чо, ценитель Достоевского и Вильяма Блейка, почему-то отказывается от обаятельной и умной Элизы, магистра философии, и предпочитает вульгарную шлюшку Саммер. Правда, в итоге он отправляет ее в новую правильную жизнь, на том его интимное досье для нас и закрывается.
И вот главный персонаж Патрик Джейн. Он тоже мститель за жену и дочь, что само себе хороший знак. Он хранит психологическую и физическую верность погибшей жене в течение 10 лет, и это не выглядит как-то фальшиво. Он не питает предубеждений против «женской логики», именно это позволяет ему быстрее проникать в суть интриги. Он заинтересовывается умными и непростыми женщинами. Он наверняка понимает и патриархатный перекос в отношении полов; во всяком случае, к женщинам, загнанным обстоятельствами в угол, он проявляет больше сочувствия. «Они тебя разозлили, сексистские свиньи», - говорит он напарнице по поводу двух полисменов с гиперсамомнением. Он не боится быть смешным, нелепым, слабым, не боится признавать, что чего-либо не умеет и не знает. Он не боится плакать, не боится обнаружить чувства. Он с уважением относится к детям и любит их. Он ценит достигнутое в отношениях с любимой женщиной и готов вкладывать ум и душу в развитие этих отношений так же, как и она. И даже не «готов вкладывать», а вкладывает.

@темы: ad opus!, rerum novarum, suum quique, verum ex quodlibet

Комментарии
2016-04-24 в 21:03 

С-Нежана
На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
marianne68, с Вашей подачи тоже пересмотрела все серии, какие нашла, и за это благодарна.
Хотя детективная линия везде построена именно по-американски (в понимании Моэма )) ), но эта схема не утомляет и не раздражает.
И хочется похвалить актера - исполнителя главной роли - за интеллектуальную работу. Весьма непростую. Ему приходится изображать не последовательную эволюцию персонажа, а "возвращаться" к себе-прежнему из уже сформировавшегося персонажа КБР... (Ужасно объяснила, но пока лучше не получается).
И большинство сюжетов и реалии повседневной жизни в Калифорнии воспринимаются почему-то правдоподобными. наверное, из-за отсутствия make-up (политкорректности и т.п.).

2016-04-25 в 18:00 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
marianne68, вынуждаете пойти найти и посмотреть! :hi2:

2016-04-27 в 07:24 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Свой среди чужих..., подолью масла в огонь: лично мне кажется, что временами поведение Джейна, образ жизни и особенно работа подошли бы Мари-Жану :hah:

2016-04-27 в 20:20 

tawi-tum
Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной
marianne68, спасибо, очень нравится!
*Красиво отношения Джейна и Лисбон показаны. Без сюсюканий и без пошлости, и без фальшивого пафоса. Так просто, сдержанно и глубоко*

2016-05-10 в 16:25 

universants
Справедливость нужна прежде милосердия, как рубашка нужна прежде кружев. (Шамфор)
marianne68, спасибо за развлечение. Посмотрел 2,5 сезона. Поднадоел уже "красный джо", а все остальное забавно. И да, часто неполиткорректно (бандиты-корейцы, негры и русские :eyebrow: ), часто саркастично.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

клуб старомодных людей

главная